Духовное становление

Добавлено : Дата: в разделе: Без категории

      Духовное становление означает духовный рост, познание истины и осуществление ее в житейской практике, познание Бога и возрастание в познании Бога. Чтобы понимать предмет, необходимо знать что означает "духовность". Иначе мы не будем знать в чем возрастать и как должно происходить наше становление. В современном обществе "духовность" обладает всеобъемлющим значением. Оно охватывает Божественное и человеческое, включает аскетизм и мистицизм, объединяет библейские и эллинистические традиции, переходит границы религии и философии. Начиная с 11 века духовность стала противопоставляться материальности. На что очень повлияла греческая философия. Любая практика, которая возвышаемся над материальным - воспринимается как духовная. Вот некоторые определения понятия "духовность":

    Словарь Ожегова: «Свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.» Много напутано с этим понятием. Прежде всего, надо сказать, что в определении явно проглядывает тавтология – духовность определяется через духовные интересы (наряду с нравственными и интеллектуальными). В результате, духовность как была непонятна, так и осталась непонятной.

      Википедия: "Духо́вность— в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы. Еще некоторые определения:

   «Духо́вность — отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему овершенствованию, высоте духа". "Духовность – проявление в человеке качеств, которые никак не связаны с нашим миром. Эти качества дают человеку возможность внутреннего роста". Все эти определения несовершенны, в них чего-то недостает, причем самого главного. Духовность божественна по своему происхождению. Без Бога нет духовности. Само слово духовность происходит от слова "Дух". Во втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: 2Кор.3.17 : "Господь есть Дух..." Апостол Павел говорит, что есть люди духовные и есть люди душевные. Душевные люди могут быть высокообразованными, интеллектуалами, людьми искусства, науки, просто добрыми людьми, но писание называет их "мертвыми": (Еф.2.1). Духовные люди позволили Духу Божьему жить в них. (1Кор.3.16). Духовность начинается там, где есть отношения человека и Бога, где есть отношения завета Бога и человека. И такой человек желает возрастать в познании Всевышнего, в познании себя, чтобы изменяться в подобие Божие.

      Итак, рассмотрим библейское определение духовности. В Писании есть четыре термина, в рамках которых мы можем рассматривать духовность:

1. Страх Божий. 2. Святость. 3. Милосердие. 4. Совершенство.

  1. Страх Божий - это библейское выражение, которое говорит о духовности как о процессе, который начинается с потрясающего переживания, состоящего в том, что Бог является и всегда остается внушающим трепет тайной. Иными словами, когда человек предстает перед Богом, он понимает, что Бог не его природы, Он больший. Нечто подобное пережил Исая, Даниил, Иоанн. Этот опыт трудно описать человеческим языком. Страх Божий связан с восторгом. Такое чувство человек может испытывать стоя на высоте горы: страх и одновременно восторг.

Но не только реальное явление Бога может вызвать страх Божий, но и действия Бога в истории или Творении или описываемое в книге Псалмов, что может дать понятие человеку кто такой Бог. Страх Божий парадоксален. Присутствие Бога вызывает противоречивую реакцию: исполняет страхом и доверием, потрясением и восхищением, исполняет ужасом и очарованием. Совершенное благоговение как проявление страха Божьего - это любовь, преисполненная почитания. Страх и любовь сущностно взаимосвязаны. Когда эта взаимосвязь нарушается,страх Божий превращается в рабский страх перед Богом. Уже в первые века христиане различали нечистый страх Божий и чистый страх Божий. Нечистый страх - это рабский страх, страх перед наказанием. Чистый страх Божий выражается в почитании любящего Бога, это сыновний страх (страх потерять любовь). Авва Дорофей выделяет три страха: страх раба, страх наемника, страх сына. Бог возбуждает страх в нас только для того, чтобы научить нас подлинной, не замутненной эгоизмом любви к Нему. Один подвижник сказал: "чем больше мы осознаем, что должны бояться Бога, тем больше Он изливает на нас сокровенную милость, чтобы любить Его". Кроме этого страх Божий - это начало мудрости. Страх Божий ведет к добродетельной жизни. (Иова 1.1. ). Любые претензии на обладание духовностью без страха Божьего беспочвенны и бесперспективны. Они свидетельствуют только лишь о том, что человек еще не встретился с Живым Богом или уже забыл, что значит подлинная встреча с Ним. Страх Божий - это неотъемлемая часть пути христианина. Без страха Божия достижения подлинной библейской духовности невозможно. 

  2. Святость - это второй термин, в рамках которого мы можем рассматривать духовность. Каждому типу духовности присущи свои способы освящения. Но в каждом типе духовности есть более менее выраженные две основные черты. 

а). Активный компонент святости (самоосвящение).

б). Пассивный компонент святости (освящение кем-то). Кроме того, что святость находится в напряжении между активным и пассивным полюсами, она также находится в поле напряжения между порочным, нечистым,скверным и святым, чистым, непреложным, непоколебимым. В итоге любой человек, вовлеченный в поле святости, устремлен к тому, чтобы быть полностью отделенным для святого, чтобы все нечистое, порочное было удалено из его жизни. Но, что интересно, самое большое искушение происходит не грехом, а святостью. Святость соотносится с этическим совершенством. В Писании нет синонима слову "святое". Святое отличает себя от всего, что находится вне его. Единственный, кто истинно свят - это Бог.

(Откр. 15.4). Следование за Агнцем, куда бы Он ни пошел - вот истинная святость. Этичный элемент появляется как побочный продукт следования за Христом. Переход от не святого к святому происходит в процессе повседневной жизни. Этот переход подразумевает постоянное посвящение себя в волю Всевышнего. Человек таким образом меньше всего озабочен этическим аспектом святости. Этический аспект святости всегда является побочным продуктом посвящения. Духовность, которая раскрывается с точки зрения святости, представляет собой динамический процесс, это непрерывный переход от не святого к святому в процессе ежедневного посвящения. 

  3. Милость - третий термин, в рамках которого мы рассматриваем духовность. О милости говорится и во многих не христианских религиях. Это может быть точкой соприкосновения с представителями этих религий. Например, в буддизме: подобно тому как мать защищает сына, так и каждый человек должен раскрыть свою душу всем человеческим существам. Давайте преисполнимся сострадания ко всему миру, безгранично раскроет свою душу. Милость в исламе: почти каждая глава Корана начинается: "Во имя Аллаха милостивого и милосердного". 55 глава Корана о милости, она полностью посвящена любви, которую Бог дает Своему Творению. Милость в иудейской традиции: Духовность неоднократно открывается посредством основного слова "милость" ("хасидут", от слова "хэсэд"). Тот, кто воистину духовен, тот воистину милостив. "Милости Твоей полна земля", говорится в Писании. В духовном центре хасидизма находится преизобилующая доброта Бога. "Хасидим" - это милостивые и праведные люди, радуются милости Божьей, стремятся обрести ее и показать на примере своей жизни. В средние века хасид отличался высочайшей праведностью, покаянием, смирением. Произнесение каждого слова должно было быть замедленным, чтобы произнесенное слово освящалось сердцем. Во второй половине восемнадцатого века хасид пытался включить в полноту Божьей милости все аспекты, весь круг человеческой жизни. Хасид должен жить так, чтобы окружающие могли увидеть во всем многообразии его жизни проявление Божьей милости. Милость христианина происходит от милости Бога, который посылает дождь на праведных и неправедных. Милость христианина устремлена к идеалу милости, которая выражена в отношенях отца и блудного сына, самаритянина к нуждающемуся и в высокой милости, представленной на Голгофе. Слово "милость" описывает духовность как такое расположение ума и сердца, такой тип поведения, который формирует предельную заботу, внимание, почтительность, сострадание, безграничную готовность к прощению в отношении с окружающим миром. 

  4. Совершенство - четвертый термин, в рамках которого мы рассматриваем духовность. Как страх Божий, так и совершенство заключает в себе всю совокупность духовного пути. Только страх Божий рассматривает духовный путь исходя из начала, а совершенство - конца пути. Совершенство как зерно, как семя, появляющееся в сердце обращенного человека, путем созревания приводит его к полноте жертвенной любви, которая и является критерием совершенства. Одна из целей совершенства - достижение первоначальной целостности. В послании к Ефесянам 1 глава, 4 стих, Павел говорит о святости и непорочности. Так как весь агнец был совершен полностью, так и человек должен быть совершен полностью. Совершенство - это динамичное понятие. На каждом этапе динамичного развития человек может быть совершенным. В истории духовности неоднократно предпринимались попытки описать динамику совершенства различными образами: лестница, река, дорога, паломничество. Независимо от используемых образов всегда подчеркивалась динамика совершенства, его безграничность. Один из подвижников пишет: "Конец добродетели не имеет конца. Мы никогда не останавливаемся на пути продвижения, ни в настоящем, ни в будущем, всегда добавляя свет к свету. Без остановки слава добавляется к славе и знание к знанию". В практике духовных христиан совершенство заключалось в любви, которая характеризуется полным самоотречением, отсутствием малейшей корысти. Отказ от самого себя, самоотдача до самой смерти - это и есть совершенство. 

Четыре термина, в рамках которых мы рассматривали духовность представлены следующим:

- раскрывают духовность как процесс раскрытия связей между Богом и человеком;

- святость и милость выводят Божественность на первый план;

- страх Божий и совершенство выводят на первый план человеческое начало. Страх Божий рассматривает духовный путь с точки зрения начала и основы духовного пути, который выбирает сам человек. Совершенство в любви - это конечная цель духовного пути, с которой соглашается и принимает сам человек.

- эти четыре термина истолковывают духовность как процесс, в котором люди проявляют как активность, так и пассивность.

- четыре термина выявляют напряжение по отношению к обычной реальности, включая и человеческую природу, которая до определенной степени лишена страха Божия, святости, милости и не является совершенной.

0

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость Четверг, 19 октября 2017